Люди сильно не утруждали себя написанием на скрижали всех особенностей возникновения азартных игр – наверное, они уж очень были увлечены игрой. Посему точную хронологию появления различных азартных развлечений выстроить довольно трудно, взамен того историки имеют лишь предания и легенды, временами несовместимые друг с другом. Впрочем, от этого они все равно остаются столь захватывающими.
Зарождение азартных игр
При проведении раскопок стоянок древних племен археологи находят различные предметы, которыми в те времена пользовались люди для игры. Возможно, естественно, что такие косточки сначала носили магическое значение. Люди с их помощью пробовали узнать будущее, однако потом они «преобразились» в средство занимательного досуга. Зачастую на памятниках культуры (изображения на керамике и камнях) нарисованы существа (люди и боги), которые метают бабки (кость животного), а другие записывают статистику таких бросаний на досках. Увы, но доисторические условия игр до нашего времени не дошли.
Используя кости люди выбрасывали жребий, применяя их же они играли во многие азартные игры. К примеру, во втором тысячелетии до н.э. среди арийских поселений Индии было довольно популярное развлечение с орешками вибхидака (аналог индийских костей для игры). Такие кости пользовались большой популярностью среди всех племен, кроме брахманов. От Ригведы нам досталось поучение бога Савитра, в котором советуется заниматься своей пашней, стадом и семейством, увеличивать свое состояние и не интересоваться костями.
В эпосе от Махабхарата игра в кости часто упоминается именно как азартное развлечение.
Появление карт
Относительно истории появления карт, то тут дело очень сильно запутанное. Есть гипотеза, что карты изобрели в Индии, при этом они были круглой формы, в колоде было 96 карт, причем восьми разных мастей.
Игра такими картами напоминала игру в шахматы, нежели какую-то сегодняшнюю игру. Согласно предположению по словарю Брокгауза-Эфрона, то карты возникли в Китае в 1120 году. Касательно Европы, то впервые карты отмечаются в итальянских записях второй половины XIV столетия. Там же возникла тарок – самая древняя настольная карточная игра.
Азартный фольклор
Бессчетные упоминания насчет азартных игр мы находим и в мировом фольклоре. Например, римляне и греки неоднократно упоминали о боге везенья и азартной забавы. С кельтской мифологии нам достались сказания об удивительных играх и ставках, которые так и не получил победитель. Большое количество подобных легенд встречается в странах Юго-Восточной Азии, в т.ч. у народов Японии, Индии и Филиппин. Согласно этим преданиям азартные мужчины на кон ставили все что имели, даже своих домочадцев и некоторые части своего тела. Некоторые такие легенды гласят, что среди игроков встречались и боги, прочие носили исключительно светский характер. Еще очень богата и интересна на азартный фольклор североамериканская культура индейцев – именно им принадлежит половина всего расследованного мирового фольклора касательно азартных развлечений.
Пожалуй, самыми азартными людьми будут китайцы и остальные жители юго-восточной части Азии. Бывали случаи, когда треть дохода обычной фермерской семьи с провинций Бирмы, Таиланда либо Китая уходило на покрытие «долга чести». В Таиланде до времен первой мировой войны больше чем половину годового дохода страны составляли налоги, стягиваемые с государственных игорных домов. Сегодня в Китае игорные заведения находятся под строжайшим запретом, посему китайцы наслаждаются азартом за рубежом.
Страны, где есть тотализаторы
В большинстве стран мира существуют тотализаторы на бега. На обоих континентах Америки это Пуэрто-Рико, Колумбия, Аргентина, США, Венесуэла, Канада и Мексика. На азиатском континенте – Япония, Индонезия, Филиппины. На европейском континенте: Великобритания, Швеция, Ирландия, Дания, Польша, Франция, Италия, Германия, Норвегия и страны СНГ. В Австралии также есть тотализаторы.
Запретный плод
Многочисленные попытки наложения запрета на азартные развлечения делались давно. Еще даже римские владыки очень чтили игру в кости, а именно императоры Август и Клавдий, и посему частенько предавались любимой забаве. Тогда как простым людям азартные игры были позволены лишь в установленное время.
В средневековье монархи и священники хотели выкорчевать пристрастие к азартным развлечениям из подданных, однако опоздали. Столпы церкви осуждали азартные развлечения на протяжении III- XV веков (тут важную роль сыграли святые Киприан Карфагенский и Бернардин Сиенский).
Фридрихом II был издан эдикт от 1232 года, который запрещал игру в кости (лишь в середине XIV века начали играть в карты, посему люди, как правило, играли в бабки и кости). Впрочем, церковью осуждалась не сама игра, а ее сопровождавшая грешность – гнев, пьянство, сквернословие, государство же пыталось устранять такие плохие явления, как безделье, расточительность, шарлатанство и преступные повадки граждан, которые порождали азартные игры. Саму игру злом не считали, посему епископ Уибольд Кембрийский в 960 году предпринял попытку ввести свою разновидность игры в кости, то бишь направить течение игры в «нужное» русло.
Английскими монархами начиная с Эдварда III было издано ряд законов на защиту мужских видов спорта и военных боевых искусств. Генрих VIII признал игорные дома незаконными, поскольку они отвлекали юношей от освоения воинского достоинства. Кстати данный запрет действовал почти четыре века – до 60 годов прошлого столетия.